Тайна деревни Кросби-Гаррет

Английские археологи должны благодарить судьбу, что некогда территория Британских островов входила в состав Римской империи. Именно благодаря упорству этих завоевателей под ногами у британцев лежат античные сокровища.
Сокровища римлян, колонизировавших Британские острова, надежно спрятаны. Находят их случайно, и делают это случайные люди. Британия занимает среди европейских стран чуть не первое место по обнаружению кладов. Артефакт, о котором пойдет речь, тоже был найден не музейными работниками, и не во время плановых раскопок. Но такому артефакту может позавидовать любой музей!
Жил да был паренек
Шлем из Кросби-ГарретНет-нет, 20-летний счастливчик, сорвавший джекпот на пастбище, принадлежавшем фермеру Эрику Робинсону, в деревне Кросби-Гаррет не жил. Вместе со своим отцом он приехал туда из графства Дарем, и цель у отца и сына была одна — найти хоть что-нибудь из римской эпохи! Для поисков молодой человек обзавелся металлодетектором и с утра до ночи таскался по полям, где когда-то стояли последние бастионы римской армии. Особенно интересовала кладоискателя древняя римская дорога, но за несколько лет, проведенных буквально вблизи этой дороги, ему достались только римские монеты да прочая мелочевка. Другой бы давно бросил это бесперспективное занятие, но кладоискатель был человеком упорным. Он верил: если прощупывать землю сантиметр за сантиметром, то кроме монет можно наткнуться и на более значительную добычу. Так оно и случилось. Ведь искал юноша в неплохом археологическом районе — всего километрах в девяти от этого места стоит знаменитый замок Бро, во времена римлян там находился вспомогательный форт. Римляне постоянно курсировали с юга на север и с севера на юг, им ведь приходилось удерживать в повиновении дикие племена карветиев, населявших древнюю Камбрию. В I веке здесь был очаг самого яростного сопротивления Риму. А на территории, где постоянно перемещаются солдаты и где происходят стычки, вещи замечательно теряются либо же прячутся до лучших времен, которые, как правило, так и не наступают. Наш кладоискатель прекрасно понимал, что местечко Кросби-Гаррет может таить великолепные находки. Юноша жаждал найти достойный артефакт, но он даже предположить не мог, на что наткнется его металлоискатель.
Свою знаменитую находку молодой человек сделал буквально на краю села. И лежала она под ногами — в четверти метра от поверхности. Бронзовый артефакт не был потерян, он был спрятан — завернут в ткань, аккуратно уложен в отверстие меж двумя каменными плитами и присыпан сверху землей. Правда, века его не пощадили: находка распалась на 67 кусков — 33 крупных и 34 мелких. Однако обломки сохранились полностью. Когда юноша сложил их вместе, то увидел, что некогда они образовывали шлем с грифоном на конце бронзового колпака и лицевым щитком в форме маски. Самостоятельно склеить части артефакта он побоялся и обратился к профессиональным реставраторам. В научном археологическом сообществе ни о находке, ни о реставрационных работах даже не догадывались!
Выводы специалистов
Молодой человек интересовался историей, он разбирался в монетах, памятных знаках, но был совершенным профаном в экипировке римских всадников. Тем более что предмет ему достался совсем не простой. Это был не боевой, а ритуальный, или церемониальный, шлем, который всадники надевали для турниров или же театрализованных представлений. Поэтому шлем имел форму фригийского колпака, а посаженный наверху колпака грифон был символом судьбы и смерти. Считается, что изображение этого животного связано с участием в гладиаторских боях. Некогда шлем и грифон имели желтый медный цвет, а лицевой щиток, изображавший кудрявого фригийского юношу, был покрыт слоем серебра. Анализы показали, что шлем и грифон состоят более чем на 80% из меди. В нижней части находки некогда крепился кожаный ремень, который удерживал шлем на голове. Согласно использованным в работе заклепкам и кольцам, впаянным в глазные отверстия для защиты от стрел и колющих ударов врага, находку датировали II-III веками.
Найденный в Кросби-Гаррет шлем был одним из немногих римских шлемов, обнаруженных вместе с лицевыми щитками. Первый подобный артефакт нашел в 1796 году мальчик по имени Джозеф Уолтон. Идя по руслу реки к Рибчестерской церкви, мальчишка увидел привлекательное дупло, в котором лежал старый ящик. Джозеф тут же залез в дупло и обнаружил множество заржавелого старья, обломки вазы, мраморный бюст, посуду и великолепно сохранившийся шлем с маской. В том же ящике валялся и крылатый сфинкс, который все посчитали игрушкой и который потом где-то потерялся. Видевшие сфинкса современники писали, что в нижней части он имел шарнир, назначение которого им было непонятно. Но мы-то знаем, что именно таким образом крепится к шлему из Кросби-Гаррет бронзовый грифон. Несколько подобных предметов были найдены в римской крепости Тримонциум. От одного из них сохранились часть шлема и часть лицевого щитка; другой дошел до нас с замечательным рельефом в виде летящего Амура и частью маски; третий был наиболее простым — обычный шлем, но со щитками, закрывающими щеки; там же, в яме, откуда выгребли эти бесценные артефакты, нашли и медную маску, которая некогда крепилась к шлему, но была потеряна в бою. В начале 2000-х профессиональные археологи обнаружили шлем примерно того же периода, что и находка из Кросби-Гаррет, во время раскопок недалеко от Халлатона. Это единственный из шлемов, где сохранилось украшающее его сусальное серебро, но реставрировать находку пришлось девять лет. Реставрация шлема из Кросби-Гаррет заняла целый десяток лет. Проводилась реставрация по настоянию аукционного дома Christie’s. Она была поручена ведущему реставратору по фамилии Брэдберри. Разумеется, после реставрации шлем с лицевым щитком был продан аукционистами Christie’s.
Аукцион, аукцион!
Молодому человеку очень повезло, что по британским законам отдельно найденные артефакты, выполненные не из благородных металлов, не считаются кладом. Более того, распавшийся на множество кусочков шлем по букве этого закона был всего лишь металлическим ломом из бронзы. И на него не могли претендовать ни музеи, ни ученые. Впрочем, как только аукционный дом сообщил о редкой находке, археологи тут же потребовали, чтобы им показали место, откуда она была извлечена. Канава, откуда юноша вытащил артефакт, была обследована, но выводы ученых оказались печальны — копатель так хорошо поработал в яме, что научной ценности она не представляла. И хотя там были обнаружены монеты и прочая мелочь, для археологов место находки было безнадежно утрачено. Аукционный дом выставил артефакт по стартовой цене 200-300 тысяч фунтов стерлингов. Тут же музеи стали собирать средства на покупку раритета. Музею из города Карлайл удалось набрать 1,7 миллиона фунтов стерлингов. Но антиквариатом очень заинтересовались частные коллекционеры. В ходе торгов цена все поднималась и поднималась, музейщики попробовали провести переговоры с продавцом, но тот отказался пойти на сделку и снизить цену ради науки. Так что чудесная вещица ушла в частные руки за 2,3 миллиона фунтов стерлингов. Частный коллекционер, совершивший покупку, предпочел остаться неизвестным, как и продавец артефакта. Своей причастности к продаже не скрывали только владелец земли, которому отходили проценты от сделки, да представители аукционного дома. Все участники торгов были очень довольны результатом: рассчитывая заработать примерно полмиллиона фунтов стерлингов, они увеличили свой доход почти в пять раз!
Однако после продажи находки в обход музеев разразился настоящий скандал. Закон о кладах был пересмотрен. За музеями признали приоритетное право выкупа артефактов по заявленной, а не накрученной аукционистами цене. И теперь никому не удастся реализовать произведения искусства без экспертной оценки. Что же касается утраченного музеями шлема, за последние шесть лет его выставляли на всеобщее обозрение три раза — в музее Карлайла, в Британской академии искусств и в Британском музее.
Михаил РОМАШКО

Комментарии