После завершения Четвертого крестового похода, во время которого войска рыцарей захватили и разграбили Константинополь (1204 год), Крит достался Бонифацию Монферратскому, одному из лидеров крестоносцев. Однако Бонифаций вскоре уступил выгодно расположенный остров Венеции, которая жестоко эксплуатировала критян.
В 1363 году на острове вспыхнуло восстание, приведшее к созданию независимого государства с названием Республика Святого Тита…
За 150 с лишним лет господства Венеции администрации Крита, получившего название Королевство Кандия, не раз приходилось подавлять бунты и мятежи, которые то и дело поднимали местные греки, руководимые потомками старой византийской знати.
Непокорные греки
Венецианцам удалось закрепиться лишь на узкой полоске земли вдоль северной части Крита, где в Средние века (как, впрочем, и сегодня) располагались основные порты. Вся остальная территория, особенно внутренние труднодоступные районы, являлась «очагом нестабильности» — православные греки, составлявшие 98% населения Крита, держали «латинян» в постоянном напряжении. Критским дожам, управлявшим колонией, приходилось либо постоянно задействовать своих солдат, либо пытаться время от времени заключать перемирие с бывшей греческой знатью и склонять ее на свою сторону. Однако эти усилия часто не давали никаких результатов. Греки упорно продолжали бунтовать. Особенно сильным их возмущение стало в тот момент, когда венецианцы начали притеснять православие — закрывать храмы, высылать с острова священников и т.д. Местные жители не теряли надежды, что однажды им удастся воссоединиться с империей: в 1261 году Византия возродилась, и критяне с гордостью считали себя носителями ее духовных и политических традиций.
Поводом для нового — самого крупного — восстания послужил конфликт между дожем Кандии (официальный титул правителя Крита в 1214-1669 годах) и богатыми венецианцами.
8 августа 1363 года Леонардо Дандоло (к слову, потомок Энрико Дандоло — самого известного правителя Венеции) собрал у себя во дворце представителей 70 благородных венецианских семейств и объявил о введении нового налога на реконструкцию порта. Реакция собравшихся была резкой — аристократы вначале горячо возражали Дандоло, а затем заперлись в кафедральном соборе Святого Тита, категорически отказавшись платить «портовый» налог. Мало того, мятежники пообещали пожаловаться на Дандоло членам венецианского сената. Но Дандоло был непреклонен. Он приказал своим помощникам-консильери собирать налог под страхом смерти и конфискации имущества уклонившихся. На следующий день суровый герцог был свергнут. Вместе с ним должностей лишились его помощники. Через неделю восстание охватило весь остров. Новым правителем был избран Марко Градениго, вступивший в переговоры с Генуей — извечной соперницей Венеции в Средиземном море. Суть переговоров была проста: мятежники просили генуэзцев принять власть над островом. Одновременно венецианцы решили договориться с местным населением о совместных действиях в том случае, если сенат (в этом мало кто сомневался) пришлет войска для подавления бунта. Православные греки вновь получили возможность свободно служить в храмах и во многом поэтому поддержали мятеж. Любопытно, что в пику крылатому льву святого Марка (символу Венеции) восставшие объявили своим небесным вождем святого Тита — ученика апостола Павла, первого христианского епископа острова Крит.
Поиски общего языка
Реакция Венеции на известие о восстании оказалась стремительной: к папе римскому, королю Кипра Пьеру I, императору Иоанну V Палеологу, Людвику Венгерскому, а заодно к властям Генуи и рыцарям-госпитальерам Родоса были отправлены послы с просьбой ни в коем случае не поддерживать бунтовщиков. Большинство из тех, к кому обратилась Венеция, пообещали Светлейшей Республике остаться в стороне. Как только в начале апреля 1364 года, после обычного зимнего перерыва, возобновилась навигация, отряды пехоты и кавалерии, а также инженеры, владеющие навыками осады городов, отплыли из Венеции на Крит. 7 мая войска высадились неподалеку от столичного города Кандия и через три дня взяли его. Многие кандиоты венецианского происхождения, равно как и православные греки, боясь возмездия, ушли в горы центральной части острова. Марко Градениго и двух его советников обезглавили. В Венецию были отправлены вестники, рассказавшие сенату и горожанам о победе, отмеченной традиционным в таких случаях празднеством.
«Мятеж Святого Тита» продолжался еще почти четыре года — и во главе «второй волны» встали потомки греческих аристократов, шедшие в бой под знаменами Византийской империи и поставившие своей главной целью вернуть былой порядок и уклад. Подавить восстание венецианцам с трудом удалось лишь к 1368 году. Все последующие десятилетия, вплоть до 1453 года, положение православных критян оставалось незавидным. Лишь после захвата Константинополя османами венецианцы, опасаясь протурецких настроений среди большинства критян, смягчили давление на православную церковь и стали искать общий язык с греческим населением острова.
Максим ПЕТРОВ
Комментарии
Отправить комментарий