Иерихон. Первый город на планете



Самый древний город Иерихон

На право называться первым городом Земли претендует множество городов древности. Однако один из них все таки остается вне конкуренции. Предание о его стенах, павших от рева еврейских военных труб, увековечило этот древний город в людской памяти. Но для историков это название звучит еще весомей. Среди открытых до нашего времени центров городской цивилизации Иерихон — самый древний и непрерывно населенный город в мире (ему 10 000 лет) и самый низкорасположенный на нашей планете (250 м ниже уровня моря).

Он располагался в оазисе недалеко от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море и преграждал путь в Палестину любому завоевателю, следовавшему из долины Иордана. Иерихон был первым городом, который завоевали сыны Израилевы, придя в Землю Обетованную после сорокалетних блужданий по пустыне. «Кто возьмет Иерихон, тот может считаться хозяином всей Эрец-Исраель», — говорили евреи.

По ветхозаветной Книге Иисуса Навина, израильтяне после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне с города Иерихона начали завоевание Ханаана. После того как Моисей умер новым вождем стал Иисус Навин, под руководством которого они перешли Иордан и взяли Иерихон в осаду. Горожане, укрывшиеся за мощными стенами, были уверены, что город неприступен, потому как мощные стены Иерихона невозможно было преодолеть силой оружия. Здесь могло помочь лишь чудо. Но Иисусу Навину было видение: ангел с мечом, устами которого Господь обещал передать неприступный город сынам Израилевым.

Вначале Иисус выслал в город разведчиков. Местная блудница Раав укрыла их в своем доме, а ночью помогла бежать. Взамен за помощь Раав попросила оставить ее семью в живых после того, как Иерихон будет взят. Потом израильтяне в течении шести дней обходили стены Иерихона на безопасном для жизни расстоянии. Шествие возглавляли воины, за ними шли священники и дули в трубы юбилейные, следом левиты несли ковчег завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Все 40 000 человек молчали, воздух оглашали лишь вой и свист дудок.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Израильтяне обошли стены шесть раз, храня молчание. А на седьмом круге они громко возопили и затрубили в трубы, да до такой степени громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Участь жителей Иерихона была ужасна: «…все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Пощадили только блудницу Раав и ее семью, которая с того времени жила среди народа Израиля. «А город и все, что в нем, сожгли огнем», кроме «серебра и золота и сосудов медных и железных», которые были переданы иудейским жрецам. После чего Иисусом были прокляты все, кто посмеет восстановить Иерихон.

С того времени довольно долго на пепелище существовал только маленький поселок. Иерихон восстановил при царе Ахаве (874–852 г. до н. э.) царский наместник Хиил из Бет-Эля, который, как говорит Библия, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Ц. 16:34). После этого Иерихон вновь занял видное положение и играл немаловажную роль в истории.

В римский период Антоний подарил Иерихон царице Клеопатре, но император Август вернул его Ироду, который возвел здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66–73 гг город разрушили и вновь отстроил его император Адриан. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине I Великом там была христианская церковь, с епископом во главе. Со временем город Иерихон начал приходить в упадок. В VII столетии после завоевания страны арабами там поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до середины XIX века, когда сюда начали приезжать первые археологи, намеревавшиеся проверить библейскую легенду. Правда, первопроходцам удача не улыбнулась — они ничего так и не смогли обнаружить…

1899 год — немецкий археолог Эрнст Зеллин изучил поверхность холма и нашел несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественников все таки не зря манили эти земли: вероятней всего, под наслоением скрыт древний город. Ученый подготовился более основательно, и в 1907 г. обнаружил дома и часть городской стены с башней (5 рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 м). В конце концов в 1908 г. Восточное общество Германии организовало серьезные раскопки, руководителями которых были профессоры Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Они смогли обнаружить две параллельно идущие крепостные стены, возведенные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8–10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были сооружены между 1400 и 1200 г. до н. э., и отождествили их с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Но во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие библейские сведения о древней войне. Но из за современной войны — Первой мировой — были приостановлены дальнейшие научные исследования.

Прошло два десятка лет, прежде чем группа британцев под руководством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить дело предшественников. Новые раскопки были начаты в 1929 г. и продолжались около 10 лет.

В 1935–1936 годах Гарстанг нашел нижние слои поселения каменного века. Люди, еще не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили вначале в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах.

И снова научной деятельности помешали амбиции современных правителей. Работа экспедиции Гарстанга прервалась из-за сложной политической обстановки. И лишь по окончании Второй мировой войны английские археологи вновь возвратились в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила д-р Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках британцы пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне в течении нескольких лет.

1953 год — археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое абсолютно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи смогли пробиться сквозь 40 культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить лишь кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Это стало сенсацией археологии 50-х годов XX века. Систематическими раскопками здесь был найден ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса — докерамический неолит А (VIII тысячелетие до н. э.) и докерамический неолит Б (VII тысячелетие до н. э.).

Сегодня город Иерихон считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Там обнаружены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей. Вне всякого сомнения, Иерихон с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял из себя одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили совершенно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 000 лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением несколько тысяч человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию — выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователям удалось установить, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э., жизнь здесь не прерывалась.



Иосиф Флавий называл эту местность «плодороднейшей землей Иудеи» или «Божественной страной». И сейчас при подъезде к Иерихону бросается в глаза контраст между выжженной пустыней вокруг и свежей сочной зеленью города, которая здесь растет благодаря мощи многочисленных подземных источников и зимних потоков, несущихся с близлежащих гор. Именно благодаря источникам Иерейхон, что в переводе с арамейского означает «лунный» (по-арабски — Эриха), скорей всего, и обязан своим появлением.

Вначале городок не был укреплен, но с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве разных племен, но и о накоплении жителями древнего города определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это могли быть за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Возможно, основным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря — соль, битум и серу. В Иерихоне обнаружены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря — все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон с течением времени стал мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Поселение занимало площадь около 4 га и было окружено рвом шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, вырубленным в скале. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, возможно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально ученые предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она была сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для наблюдения за окрестностями. Башня имела диаметр 7 м и сохранилась на высоту 8,15 м. Она оснащена внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, возможно, была возведена в начале VIII тысячелетия до н. э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе начали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовали как жилища. Эти помещения часто перестраивали. Одно из них, погибшее при пожаре, датируется границей VIII и VII тысячелетий до н. э.

После этого в истории башни исследователи насчитали еще 4 периода существования, а затем городская стена обвалилась и стала размываться. По-видимому, город в те времена уже опустел. Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»).

Чтобы точней определить возраст этих сооружений, применяли новейшие научные методы, в том числе радиоуглеродный анализ. Именно путем исследовании изотопов углерода удалось установить, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию до н. э., то есть их возраст — приблизительно 10 000 лет. Еще более древним оказалось святилище — 9551 год до н. э.

Постройка мощной оборонительной системы требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в 2000 человек, причем эта цифра, возможно, занижена.
Как выглядели и как жили — первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, обнаруженных в древнем городе, показал, что 10 000 лет назад здесь обитали низкорослые — чуть выше 150 см — люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евроафриканской расе. Они строили овальные жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом заходили через дверной проем с деревянными косяками.

Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4–5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы тщательно выравнивали, порой красили и полировали.

Жители древнего города Иерихон пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей совершенно изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей города был не более 20-ти лет. Очень высокой была детская смертность, и только немногие доживали до 40–45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, похоже, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури. Интересно, что в древнейших могилах Иерихона (около 6500 года до н. э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Как видно, черепа отделяли от тел и хоронили отдельно. Обрядовое отрубание головы у мертвых известно во многих частях света и встречалось вплоть до недавнего времени. Здесь, в древнем городе, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений такого культа.

В этот «докерамический» период обитатели города не пользовались глиняной посудой — им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Возможно, они пользовались также различными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков. Не умея изготавливать глиняную посуду, иерихонцы тем не менее применяли глину для лепки: в жилых постройках и гробницах обнаружено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.



В одном из слоев древнего города археологи нашли своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Может быть, это было святилище — примитивный предшественник будущего храма. Внутри помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато нашли многочисленные глиняные фигурки лошадей, коров, овец, коз, свиней и фаллические скульптуры.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины с каркасом из тростника. Эти статуэтки имеют нормальные пропорции, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные изделия раньше археологи не встречали.

В одном из доисторических слоев города были обнаружены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их применялась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще довольно примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Обнаруженные скульптуры показывают, какой большой интерес проявляли иерихонцы к созданию семьи и чуду зарождения жизни — это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

Возникновение Иерихона — первого городского центра — свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации. Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н. э. не прервало этот процесс, который в результате привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. После он был уничтожен и простоял в нежилом виде весьма долгое время, пока Хиил не нарушил заклятие и не восстановил его, потеряв при этом своих сыновей. И все-таки, неужели звуки труб и яростный крик народа из колена Израиля смогли разрушить неприступные стены?..

За истекшее столетие многое изменилось в исторической науке, в частности современные взгляды на возможную дату исхода. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом XII и XIII веков до н. э. (появляются характерные 4-х комнатные дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе). Но стена, обнаруженная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н. э. На рубеже 1200 г. до н. э. Иерихон был практически не заселен и стен не имел, а это противоречит библейской версии развития событий, так как циклопические крепостные стены города рухнули задолго до времен Иисуса Навина и этот город не мог стать преградой на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Тут вновь стоит перечитать Библию. Есть в библейском рассказе намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Раав. Как гласит Книга Иисуса Навина, Раав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть ее дом являлся частью линии городских укреплений.

Исходя из этого, возможно предположить, что город Иерихон во времена Иисуса Навина представлял из себя кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали «крепость» — такие поселки весьма часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки подобной «твердыни» в действительности могли быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде иерихонских труб.

Правда, традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 г. до н. э. Возможно предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, в действительности относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV столетии до н. э. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива.

Часть нападавших, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. С течением времени эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно и в таком виде вошли в официальные хроники. А неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином, за которым по-прежнему остается честь завоевания Ханаана.

Ю.Подольский

источник

Комментарии