Золотая баба как сакральный символ Азии



Золотой идол Азиатского материка

Но откуда взялась золотая статуя на Пермской земле? Исследователь Л. Теплов предполагает, что идола могли вывезти из горящего разграбленного Рима в 410 г. — во время нападения на Италию угров и готов. Часть завоевателей вернулась на родину — к Ледовитому океану, и античная статуя из далекого южного города стала идолом северного народа.

Другие ученые настаивают, что это статуя Бодсисаттвы Авалоки-тешвары, в китайском буддизме образ богини Гуаньи.

Защитники же христианского происхождения «Золотой бабы» говорят, что это статуя Мадонны и выкрали ее из христианского храма во время набега.

Золотой идол так не похож на встречающиеся у народов ханты и манси статуи, что кажется, будто он упал с неба. Оригинальную версию его происхождения предложил уфолог С. Ермаков, полагающий что золотой идол пришел из космоса! Это не что иное, как робот-инопланетянин, по неизвестной причине брошенный хозяевами.

Однако еще больший интерес, нежели вопрос о происхождении, представляет тайна исчезновения золотого идола… Итак, попробуем разобраться.

О местонахождении святилища статуи впервые упоминается в саге о походе викинга Торира Хунда в Биармию. «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу Биармии. Все, у кого было золото или товар для мены? получили хороший барыш». По окончании торга с большим грузом пушного товара викинги спустились по Двине и, выйдя в открытое море, стали держать совет. Храм высшего божества биармов находился в дремучем лесу, неподалеку от (Двины). Туда-то викинги и задумали пробраться, чтобы захватить хранящиеся там сокровища… Наконец они добрались д$ изображения «Юмалы», возвышавшегося среди священной ограды. Шею биармий-ского бога украшала золотая цепь. Прельстившийся ею Карли так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой.

Забрать награбленные сокровища викинги не смогли: подоспевшие сторожа святилища прогнали нахалов. Последние чудом пробились к кораблям, побросав собранные около «Золотой бабы» сокровища.

Завладеть заветным идолом во время походов на Юфу пытались и новгородцы, безжалостно грабившие языческие святилища.

Прельщала золотая статуя и удалых казаков Ермака, подтверждением чему служит Сибирская летопись, повествующая о приключениях друга и соратника Ермака Богдана Брязгина. О золотом идоле им поведал чуваш, перебежавший в их стан при осаде татарского городища. Попавший в Сибирь как татарский пленник, он немного говорил по-русски. С его слов и узнал Ермак о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит».

Услышав слова о золоте, вдохновленные казаки с новыми силами ринулись на стены и после кровопролитной сечи взяли-таки крепость, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма через тайный подземный ход его вынесли из осажденного городища.

Вторично, казаки услышали о «Золотой бабе», когда добрались до Белогорья — местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Ежегодно собирался в нем «съезд великий» и совершал «жрение тайное». Именно сюда, по слухам, привезли главную святыню сибирских народов. Однако при приблежении казаков, жители успели спрятать «Золотую бабу». Казаки принялись расспрашивать остяков о «Золотой бабе», и те подтвердили, что действительно было «у них молбище большее богине древней на стуле седящая». К ее ногам, по словам остяков, принесли и положили снятый с погибшего Ермака панцирь — подарок царя. Именно он, по преданию, стал причиной гибели знаменитого покорителя Сибири.

Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды, куда его тайно перенесли белогорские ханты. Однако потом следы «Золотой бабы» затерялись.

Православный миссионер Григорий Новицкий, в начале XVIII в. проповедовавший остякам христианское учение, пытался найти и уничтожить статую, но безуспешно. Судя по карте Меркатора, где в устье Оби были нанесены слова «Zolotaja baba», некоторое время статуя оставалась на полуострове Ямал, а оттуда почитатели «Золотой бабы» якобы перенесли ее восточнее, в недоступные ущелья гор Пу-торан на Таймыре.

А теперь предлагаю обратиться к гипотезе С. Ермакова о космическом происхождении «Золотой бабы». Существуют три ее особенности, которые можно объяснить, только согласившись с предположением уфолога. Во-первых, некоторые сказания о золотом идоле гласят, что он мог двигаться. Во-вторых, идол умел издавать звуки. В частности, в записках итальянца А. Гваньини, сделанных в 1578 г, значится: «Рассказывают, что в горах по соседству с истуканом слышали звук и громкий рев, наподобие трубного». На третью особенность обратила внимание историк Т. Самойлова, хотя она не придерживается космической гипотезы происхождения идола: «В случае, если статуя цельнолитая, ее масса практически достигает 3 т, со всеми вытекающими последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге». Действительно, трехтонного идола по тайге особо не потаскаешь. Но если «Золотая баба» в самом деле робот и состоит из каркаса, покрытого золотом, это кажется вполне выполнимым. Вспомним, викинга Торира Хунда, одним взмахом отрубившего огромному истукану голову.

А теперь обратим внимание на те места, где ханты и манси слышали голос «Золотой бабы», и как он воздействовал на людей. На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. Оленеводы, перегонявшие летом стада по Уральскому хребту, и близко к горе не подходили. По их словам, там находится святилище с «Золотой бабой», которая иногда начинает истошно кричать. Ус-

лышав ее голос, человек заболевает и в скором времени умирает. Немного севернее горы Манья-Тумп есть гора Койп (в переводе с манси — барабан), получившая свое название за коническую форму. Но если взглянуть на гору с небольшого безымянного хребта, по которому манси перегоняли на юг стада оленей, отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими чертами лица. Это окаменелая шаманка, наказанная за попытку оскорбить «Золотую бабу». Когда золотой идол перебирался через Каменный пояс Уральских гор, шаманка, мнившая себя его хозяйкой, захотела идола задержать. Страшным голосом закричал идол, от страха умерло все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

А вот другая история, причем уже не легенда. Между горами Манья-Тумп и Койп находится самая высокая точка Северного Урала — гора Отортен. Зимой 1959 г. здесь погибла группа лыжников Уральского политехнического института. Отправившиеся на поиски туристов спасатели обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела девяти участников похода. Лица их выражали смертельный ужас. По мнению комиссии, проводившей расследование трагедии, одной из причин столь страшной кончины могло оказаться воздействие инфразвука большой интенсивности.

Может, зловещий идол прячется вовсе не в ущельях гор Путоран на Таймыре, а значительно ближе: в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп? Кстати, именно в этом районе находятся пещеры, в том числе самая протяженная на северном Урале — Медвежья.

Последнее место, где может скрываться «Золотая баба», логично вытекает из представления, что она является не только языческим идолом, но и объектом поклонения христианской секты молокан.

Основатель знаменитой российской династии заводчиков и землевладельцев Никита Демидович Демидов в 1721 г. письменно известил Петра I, интересовавшегося всевозможными редкостями, о том, что «людишками его на Каме извлечен из глубин великих золотой истукан женского пола, без лица выразительного». Московский археолог К. Мыльников и тобольский краевед И. Вьюгин, узнавшие об этом послании, решили отправиться на поиски и попытались организовать сбор пожертвований на нужды экспедиции. Сбор средств шел вяло, пока не вмешался один из потомков Н. Демидова. Он не только дал денег на поиск идола, но и присовокупил записку следующего содержания: «Для всех Демидовых не секрет, что пращур Никита откопал в_ своих землях на Урале золотую Йомалу В уничтожении идола смысла не было, так как предок без того на золоте ел. Он пощадил истукана, подарив Петру I… Идола перевезли на Исетский завод, чтобы переплавить. Но родичи мои не выполнили порученное, откупившись золотыми слитками…»

Итак, К. Мыльников и М. Вьюгин отправились на Урал. Месяц прошел в безуспешных поездках по бывшим владениям Демидовых. И вдруг братья Боровниковы, буквально напросившиеся в экспедицию, открыли исследователям тайну местонахождения идола, но с условием, что экспедиция должна быть свернута, как только ее руководителям предъявят искомое: «Мы из секты молокан, не признаем церквей и попов, молимся по домам, подчиняясь старцу-пресвитеру. Наставник велел привезти вас двоих и показать, что вы ищете…»

Исследователей сводили в баню, обрядили в белые балахоны и повели в чистый, словно выметенный сосновый бор, из которого начинался спуск в глубокую каменистую расщелину, а оттуда — в пещеру. Позже они писали: «В свете загодя разожженных костров мы увидели громадное, испускающее солнечные вспышки изваяние. Оно (а это была Йомала) было будто живое. Причем изваяние не казалось безликим! Напротив, мы как бы прозрели, обнаружив знакомый канонический лик Христа. Осенило: у Бога нет мертвых, у Бога все живые…»

Золотой идол неожиданно предстал в трех лицах: языческого идола, космического робота и христианского Бога. Хотя, может статься, истуканов было несколько, и у каждого из них была своя дорога…

Е.Усачёв «Чудеса. Загадки. Тайны» №1 (48) 2008 г.

Комментарии