Парфянская стрела



Некоторые державы растворяются в прошлом, практически не оставив после себя следа. Когда такое происходит с крохотными государствами — это процесс вполне объяснимый. Но как ни удивительно, в Лету может кануть даже огромная могучая империя, когда-то владевшая половиной Древнего мира. Именно так произошло с Парфянским царством.

Индоевропейские племена парнов, кочевавшие в степях между Амударьей и Каспийским морем, около 247 года до нашей эры провозгласили царем Аршака, основавшего новую династию правителей. В 239 году до нашей эры парны захватили провинцию Парфиену, ранее принадлежавшую Селевкидам (греческой династии наследников великого Александра Македонского). Впоследствии они полностью слились с жившими там парфянскими племенами, которые были родственны им. Так было положено начало созданию Парфянского царства — одного из наиболее знаменитых государств Древнего Востока, простиравшегося от Сирии до Средней Азии.


Карта Парфянского царства с зависимыми территориями на рубеже эр

В I веке до нашей эры историк и географ Страбон сообщал о парфянах следующее:

В настоящее время они владеют такой обширной страной и таким множеством племен, что по величине своей державы являются до некоторой степени соперниками римлян.

К тому времени, поделив мир с римлянами, они твердо держали власть над Востоком.

Парфянские цари из династии Аршакидов жили в роскошных дворцах двух столиц — Экбатзны (в Иране) и Ктесифона (на берегу Тигра). Они были несметно богаты, поскольку извлекали значительную прибыль из торговли, шедшей транзитом через Иран по единственному сухому пути, соединявшему Средиземное море с Индией и Китаем. Торговый путь парфяне поддерживали всегда в должном состоянии, увеличивая число колодцев и караван-сараев на тропах, пересекавших пустыни, с тем, чтобы повысить и без того значительные проходные пошлины.

Далекий Китай стремился поддерживать связи с Парфией. В конце II века до нашей эры Аршакиды с помпой встречали китайское посольство у своих границ, придав ему почетный конвой в 20 тысяч человек. Выгоды от заключенных сделок и договоров были очевидны. Парфянская драхма до середины I века играла видную роль в денежном обращении на рынках сопредельных стран.

Парфия имела мобильное и хорошо обученное войско. В обществе, где еще были сильны родовые связи, знать брала на воспитание детей крестьян, обучала их верховой езде и владению оружием, формируя из них впоследствии главные силы армии. Богатые землевладельцы разводили великолепных коней, которые составляли основу знаменитой тяжелой конницы, не имевшей себе равных в Древнем мире.


Парфянские воины

Аршакиды оказались весьма восприимчивыми к культуре поверженного государства Селевкидов в Сирии и Малой Азии. Они чеканили монеты, на которых их имена и титулы были написаны по-гречески, окружали себя греческими артистами и художниками. Даже великий царь Митридат I, самый большой враг греков, объявил себя «почитателем эллинов».

Испытав глубокое влияние греческой культуры, парфяне по-своему ее «переварили». Например, в Иракском музее хранится статуя Геракла из парфянской Хатры, изваянная из белоснежного мрамора. Но странное дело: усы и борода Геракла завиты по парфянской моде. А глаза героя подведены черной краской в соответствии с восточными канонами.

Вся история парфян была чередой войн, побед и поражений. Более всего страдали жители многонационального царства от римлян. Но парфяне оказались единственным народом, чье войско успешно отражало захватнические поползновения великодержавного Рима. Главной силой парфян были лучники, легкая кавалерия и катафрактарии — всадники, облаченные, как и их лошади, в тяжелые железные латы.

Опорной базой парфянской панцирной конницы являлась крепость Хатра. Парфяне не пожалели сил, чтобы превратить ее в неприступную твердыню. Круглый в плане город был обнесен двойной стеной. Кроме того, его окружал еще глубокий ров. Легионы римских императоров Траяна (в 116 году до нашей эры) и Септимия Севера (в 198 году до нашей эры) дважды пытались захватить Хатру, но потерпели неудачу.



Еще в 53 году до нашей эры знаменитая парфянская конница в битве при Каррах (современный Харран) разгромила римские легионы под командованием Марка Лициния Красса. Незадолго до этого события Красс, жестоко подавивший ранее восстание Спартака, получил в удел Сирию «с правом войны и мира». Сирия граничила с Парфией, и Красс вознамерился завоевать ее. Но его тревожило одно обстоятельство — не слишком ли легко достанется ему победа над варварами?

Ибо в этом случае он не завоюет большой славы. Опасения оказались преждевременными: в первом же сражении парфяне наголову разбили закованные в медь легионы Красса. Сам он попал в плен и был убит врагами. Парфянский царь Ород II слушал в театре «Вакханок» Еврипида, когда ему принесли отрубленные голову и руку несчастного Красса.

В Риме уцелевшие после битвы и вернувшиеся домой воины Красса с ужасом рассказывали о смелом и коварном народе. «Парфянские конники непобедимы, — говорили они, — чуть что, пускаются наутек, а когда обманутый противник доверчиво начнет преследование, они на всем скаку, не оборачиваясь, пускают через плечи назад свои губительные стрелы».


Битва при Каррах

Именно тогда, в I веке до нашей эры, в латинском языке утвердилось выражение «пустить парфянскую стрелу», что означало — во время спора озадачить противника неожиданным и злым выпадом. Кстати, в некоторых языках это выражение практически в неизменном виде сохранилось и до наших дней.

Возникновению многочисленных легенд о Парфии в Древнем мире способствовали религиозная терпимость парфянских царей, их уважение и интерес к чужим верованиям, к культуре и искусству других народов. «Отзывчивые Аршакиды» — такой термин закрепился за ними в истории.

Поддерживая иранские культы Ахурамазды, Заратуштры и Митры, парфянские цари вместе с тем чтили храмы греческих богов, которым поклонялись потомки солдат армии Александра Македонского. В Парфии нашли прибежище буддисты, изгнанные из Индии. Позднее через Парфию буддизм пришел в Китай. Не удивительно, что именно из парфянской провинции Арьяварта (территория Северной Индии) буддисты всего мира ждали (и ждут по сей день) пришествия грядущего Спасителя мира — Будды Майтрейи.

В Парфии, по преданию, проповедовали апостолы Матфей, Марк, Варфоломей, Филипп и Фома. По мнению некоторых церковных писателей, волхвы, приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу, прибыли из Парфии.

Парфянская держава просуществовала около 473 лет и пала под ударами набирающего силу Ирана. В 226 году первый иранский шахиншах из династии Сасанидов по имени Ардашир разгромил последнего парфянского царя Артабана V. История Парфии полна белых пятен, и только археологические работы последних десятилетий начинают понемногу стирать их.

Но почему так мало сведений сохранилось? Дело в том, что Парфянское царство погибло от внутренней междоусобицы. И волнения продолжались. Множество местных вождей готовы были заявить свои претензии на самостоятельное управление той или иной областью рухнувшей империи. Чтобы снова собрать державу воедино и укрепить ее, не дав развалиться изнутри и суметь отбиться от внешних врагов, нужен был мощный, безусловный авторитет правителя.


Бронзовая статуя парфянского дворянина из святилища в Шами, Иран



Пришедшая к власти Сасанидская (Персидская) династия сразу стала доказывать свои законные права на престол, пытаясь заставить народ забыть о прежних владыках. Города и области были переименованы, исторические хроники переписаны, исторические памятники разрушены. Всеми силами узурпаторы пытались вытравить память о прошлом. Во многом им это удалось.

Археологи нашли в Иране многочисленные прекрасные скульптуры, созданные когда-то в Парфии, в подражание греческим. В Лаодикее и в Шами раскопали великолепные бронзовые статуи — изображения богов. В Нисе, на территории Южного Туркменистана, советскими археологами в середине XX столетия был вскрыт укрепленный царский дворец III-II веков до нашей эры.

Внутри дворца были обнаружены эллинистические статуэтки из мрамора и позолоченного серебра, 40 сосудов для питья из слоновой кости с ручками в виде грифонов и с рельефами, на которых были изображены сцены из греческой мифологии. И все же до сих пор мы знаем историю могущественного Парфянского царства главным образом лишь по рассказам тех, кто жил вокруг него.

Ирина Стрекалова

источник

Комментарии