Тайна гигантских фигур Казахстана

Об очередной сенсационной находке карагандинских археологов рассказал в Facebook Виктор Новоженов. «Благодаря фотографиям со спутников в последние годы на поверхности Казахской степи обнаружены многочисленные загадочные фигуры – гигантские «линии» в виде геометрических фигур – «геоглифов», подобные знаменитым изображениям в пустыне Наска, — пишет он.

— Однако, в отличие от перуанских изображений гигантских животных на земле и загадочных абстрактных «линий» и «лабиринтов», наши представляют собой огромные исключительно геометрические, а не фигуративные изображения на поверхности степи – чаще всего квадраты, прямоугольники, либо тамгаобразные знаки. Территориально самое близкое такое гигантское изображение лося на склоне холма недавно обнаружено челябинскими археологами на Южном Урале (остров Вера) и датировано эпохой энеолита».

Осенью 2016 года, по словам ученого, археологическая экспедиция Карагандинского университета имени Букетова изучила близ Караганды памятник, который получил условное название Шантимес. Это четырехугольное сооружение из крупных плит. Длина одной его стороны превышает 40 метров. При этом внутри сооружение аккуратно выложено камнем, что напоминает брусчатку на Красной площади в Москве.

В центре этой площадки расположен курган и остатки нескольких кольцевых оград из крупного камня. Специалисты датировали памятник 10-м веком до нашей эры.

Конструкция этого монументального сооружения напоминает синхронные по времени гигантские погребальные ограды – херексуры, известные в Восточном Туркестане, Сибири, Монголии и Забайкалье. Также есть сходство с более поздними монументальными погребальными комплексами ранних кочевников типа знаменитых курганов с «усами» — огромными каменными грядами, простирающимися на сотни метров от основного кургана.

Все такие мегалитические сооружения изначально возводились монументально, в гигантских пропорциях и размерах. Именно из-за этого — как это ни парадоксально — долгое время эти памятники были совершенно незаметны на поверхности степи.

«И только взгляд с высоты «птичьего полёта» позволил их идентифицировать. «Значит древние люди умели летать?» — спросит изумлённый читатель. Совсем не обязательно.

Замечено, что все подобные сооружения возводились у подножий небольших сопок-холмов и топографический анализ позволил вычислить наиболее удобные точки обзора – своеобразные «смотровые площадки», с которых можно было обозревать эти гигантские фигуры – поминальные комплексы, своеобразные храмы под открытым небом, — пишет Виктор Новоженов. — Именно на таких площадках, как и на самих мегалитических комплексах, проводились очевидно специальные поминальные ритуалы и обряды в честь аруахов-первопредков».

По его словам, исследованный гигантский квадрат с вписанным в него кругом фактически воспроизводит древнейшее изображение мандалы – графического символа, который интерпретируется в индо-арийской мифологии как модель вселенной, гармоничное соединение Земли и Неба. Этот космогонический символ был затем воспринят в концепции тенгрианства и развит в идеологических и мифологических представлениях ранних номадов». Исследования этого уникального памятника только начались. Вероятно, будут и новые открытия, полагает ученый.

Комментарии